Заикание у взрослых: причины, виды, особенности, методики коррекции и лечения

В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. При этом заикание может возникнуть как у ребенка, который начал говорить рано (с опережением), так и того, кто, наоборот, долго молчал.

В 19 в. в работах многих учёных, занимающихся заиканием, имеются ссылки на психологические особенности заикающихся. Сикорский И. А. особо подчёркивает значение психического лечения именно для заикания и чётко формулирует план психического лечения. Эта система вызвала большие споры в 20-е г.г. 20в.,что подтверждает её необычность и революционность. Необходимо отметить тот факт, что система Тартаковского И. И., появившаяся в 20-е г.г., органично связана со временем своего появления.

Это сугубо психотерапевтический метод, который представляет собой императивное внушение в бодрствующем состоянии. Метод Дубровского привлёк к себе такое внимание, потому что на тот момент в Советском Союзе практически не было реальных методов по эффективной коррекции заикания. Более того, те методы, которые были, не включали в себя ни психологический компонент, ни, тем более, терапевтический.

В прошлом многие авторы ставили на первое место только избавление от заикания как от речевого дефекта. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.

Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность с дизартрией. При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие.

Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание. Часто при заикании наблюдаются разного рода фобии, например социофобия, связанная со страхом перед речью. Возможны случаи социальной самоизоляции. Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов.

В 2016 году ученые выяснили, что у страдающих заиканием взрослых людей снижен региональный церебральный кровоток в верхней лобной извилине и в центре Брока, который отвечает за произнесение слов. Ввиду того, что заикание имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение обязательно содержит терапевтическую, педагогическую и реабилитационную составляющие.

Поэтому лечение заикания — сложный и противоречивый процесс, далеко не всегда зависящий от качества применяемого метода. Вторые концентрируются на нервной системе, считая заикание лишь одним из проявлений невротизма. Методик лечения заикания великое множество (см. ссылки), но единой «правильной» не существует.

Терапевтическая организация методик лечения заикания может быть: амбулаторной, стационарной, семейной, групповой и индивидуальной. Фрешельс Э. Заикание. Шкловский В. М. Особенности заикания при нервно-психических заболеваниях//Хрестоматия.

Белякова Л. И.-М.:Прометей,1991. Лагузен X. Способ излечения заикания//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студен-тов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. Заикание (логоневроз) — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет.

Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы — это следствие того, что мышление опережает развитие его речевой возможностей. Речевые возможности ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью.

В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Чисто повторов у каждого ребенка может быть различными и связаны с различными ситуациями. Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.

Удостоверьтесь, что ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу. -Давайте ребенку время говорить без перерыва. Если ребенок левша не переучивайте его. -Будьте спокойны и сдержаны. Не задаривать ребенка подарками и не уступать капризам ребенка.. Не исправлять ребенка в момент его не правильного произношения, тем самым не фиксировать его внимание на дефекте.

При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. В это время очень важно терпение и внимание к ребенку!!! Заиканию предшествуют речевые изменения, вовремя заметив которые можно быстрее начать лечение детей, и получить лучший результат. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.

Еще интересное:

Связанные истории